Елена Дуркина
Истории в картинках
Интервью с руководителем мультипликационной студии Сергеем Ладыкиным. История о том, почему в НАО должен появиться День ненецкой мультипликации
Расскажи, как появилась мультстудия?
Когда мы начинали, в сентябре 2018 года, у нас ничего не было – ни телевизора, ни компьютеров и уж тем более мультстолов. Были только конструкторы «Лего» и пара фотоаппаратов. Со временем благодаря городским, а затем окружным грантам мы приобрели всю необходимую для начала работы аппаратуру.
Как получилось, что вы решили подать заявку на президентский грант?
Это был спортивный интерес – мы здесь получили всевозможные гранты, кроме, наверное, лукойловского. Даже прошли первый этап конкурса «Культурная мозаика» фонда Елены и Геннадия Тимченко. В округе уже были обладатели президентского гранта – некоммерческие организации «Белая сова», «Нарьян-Мир», «Особое детство» и другие. Поэтому я и Александр Лапанович (руководитель НКО «Нарьян-Мир») разработали программу, которая возникла из деятельности самой мультстудии.
Вообще, у нас часто из одного проекта появляется другой. Например, семейная мультипликация. Когда приходят родители, просим их помочь своим детям, и те с удовольствием присоединяются к творческому процессу.
В конце 2018 года вы уже получали президентский грант?
Да, проект назывался «Полярный мультэкспресс». Его целью было проведение занятий и мультпоказов в детских садах, школах. Благодаря этому гранту в ноябре 2019 года мы для занятий привезли художника-мультипликатора Григория Малышева из Екатеринбурга. Григорию здесь очень понравилось, мы до сих пор поддерживаем отношения.
Какие ещё мероприятия проходили в рамках проекта «Полярный мультэкспресс»?
Мультклассы в школах, около 10 занятий. Впервые провели массовые анимационные показы, где дети голосовали за понравившийся мультфильм. Потом на средства этого гранта мы ездили ещё в Тельвиску и Оксино с занятиями и параллельно создавали там мультфильмы.
Как на занятиях создают анимации?
Мы создаём мультпрописи – это эпизод мультфильма, разложенный по кадрам, – и раздаём их для работы детям. Они их раскрашивают в определённой цветовой гамме, а затем каждый аниматор фотографирует свой кадр. В результате командной работы появляется видеоряд, дети изучают, как создавалась раньше рисованная анимация. Также изучаем анимацию методом перекладки и легомультипликацию, на занятиях ребята строят фоны и оживляют историю с легочеловечками. Как раз такой мультфильм Кирилла Кузнецова под названием «Лесник» отправили в прошлом году на международный конкурс «Живые картинки», где заняли третье место.
Сколько этапов в создании мультфильма, в чём они заключаются?
Первый этап, конечно, идея. Лучше рассмотреть на конкретном примере, возьмём для этого мультфильм ребят из детского сада «Гнёздышко». Мы к ним пришли и стали придумывать новый анимационный сценарий. Кто-то предложил, чтобы мультфильм был про принца и принцессу, в ответ я попросил придумать антигероя, отрицательного персонажа. Дети тут же решили, что им будет дракон. В итоге история получилась о том, что прилетевший в город дракон сжигал дома, а потом решил похитить принцессу, пока принц пытался нагнать его, чтобы остановить. Так появился сценарий. Затем рисуется раскадровка. Для детей это достаточно сложный процесс, если посмотреть все детские работы, то они снимаются по сути одним кадром. Они не особо понимают историю о крупном, общем и среднем плане, поэтому раскадровкой мы, взрослые, занимаемся сами. Старшим ребятам всё-таки объясняем её основные принципы, чтобы в дальнейшем они пробовали и экспериментировали сами. Следующий этап – работа с детьми над фонами, героями и титрами, а затем озвучка мультфильма по таймингу. Уже тогда становится ясно, сколько времени уйдёт на каждый кадр и движения персонажей. Оживление всей картинки методом перекладки как раз и входит в пятый этап создания анимационной картины, за которым следуем финальный монтаж. Так и рождаются мультфильмы на нашей студии.
Расскажите о проекте «МультНАО», с которым вы выиграли президентский грант
Когда мы побывали в Тельвиске и Красном, то решили продолжить поездки по округу, рассказывая детям, что они сами могут делать мультики, используя, грубо говоря, только один смартфон. Поэтому следующей задачей для нас стал проект мультстудий в населённых пунктах округа. Каждой такой студии нужен мультстол, программное обеспечение, свет и вебкамера. По гранту мы поставили это всё в сёла и сами туда приезжали с мастер-классами по созданию анимации: «3D-ручки», «легоконструирование» и так далее. Детям нравится. Всё это мы пытаемся завернуть в мультипликацию. Например, пришли ребята постарше в Нельмином Носе на занятие, им уже не захочется лепить из пластилина. Зато есть 3D-ручка – для них это уже интересно, а ручкой они могут нарисовать для мультфильма титры и фоны. И всё, подростки с упоением работают в этой сфере.
В рамках гранта мы посетили шесть сёл, в планах - Великовисочное. Было бы здорово в скором времени съездить в Индигу. В Амдерме мультстудия вообще была три раза.
А кто входит в твою команду мультпутешественников?
Я, Александр Лапанович и Иван Апицын. В хонгурейской и оксинской поездке августа 2019 года к нам присоединилась Александра Фомина.
Как дети в деревнях относятся к таким занятиям? Они готовы развивать мультипликацию у себя в поселениях?
В Андеге ребята загорелись идеей анимации. Там есть талантливый паренёк, который хочет её продвигать. И в Оксино такая же ситуация. Про остальных пока не могу сказать. Знаю, что в Амдерме есть ребята, которые отлично лепят героев для мультипликации. Одна девочка на занятии потрясающе лепила оленей, хоть сейчас на выставку. В Индиге дети тоже остались в восторге. А с Шойной связана одна история. Мы жили в местном Доме культуры в гостевой комнате. И уже в полвосьмого утра дети прибегали туда и просили начать занятия. Они также могли заняться рисованием песком, фонариками, лепкой из глины, робототехникой, поуправлять воздухоплавающими рыбами, квадрокоптерами и так далее. Все эти поездки проходят совместно с другими НКО, яркий пример – это «Нарьян-Мир». Да и само руководство муниципалитетов идёт навстречу, предлагает разнообразную помощь, старается сделать наше пребывание максимально комфортным.
А теперь расскажи подробнее о мультфильмах, которые создают дети.
Это мультики о сёлах. На сегодняшний день у нас готово четыре мультфильма из заявленных в гранте шести, а оставшиеся два осталось только смонтировать. Хотелось бы ещё к 75-летию Победы сделать мультфильм про оленно-транспортные батальоны. Для этого нужно подать заявку на грант Лукойла, но из-за эпидемиологической обстановки пока всё непонятно. Деньги необходимы для привлечения специалистов – монтажёров, переводчиков на ненецкий язык, исторических консультантов, художников декораций и других. А вообще у нас всё делают дети. Взрослые подключаются только на стадии, когда для юного мультипликатора ставящиеся задачи становятся очень сложными, а без позитивного опыта ребёнок может и вовсе потерять интерес. Чтобы этого не происходило, подключаются взрослые специалисты, которые по сути делают самую сложную работу, а ребята просто помогают и учатся, потихоньку нарабатывая новые навыки. При этом заслуги в работе отдаются исключительно детям, ведь они пытаются сделать сложную работу, совершенно не имея опыта. И это ребят очень воодушевляет, появляется желание учиться и создавать что-то новое, открывать новые грани рассказа истории путём анимации.
Кто помогает мультипликаторам? Кто входит в твою команду?
Антон Баранников помогает нам с записью звука и монтажом. Александра Фомина пишет нам потрясающие сценарии, ведь это действительно непростая работа. Нельзя просто приехать в село и сразу написать сценарий будущего мультфильма, необходимо знать истории и фольклор этого места. И чтобы собрать такую информацию, пришлось бы говорить со старожилами – это минимум неделя времени, а ещё же мультфильм создавать. Как раз Александра и занимается сбором информации до поездки и создаёт сценарий. Благодаря этому мы не тратим время и уже сразу можем на мастер-классе выдать каждому задание, а за его выполнение ребята получают желаемое, например, полёт на квадрокоптере. А вторая мотивация для детей – это удовлетворение от выполненной работы, многих это увлекает и затягивает, когда они видят свои первые результаты.
Ещё в команду входит Александр Лапанович, он всегда с нами и здорово поддерживает. Честно говоря, у нас нет каких-то чётких ролей – каждый выполняет самую разную работу. Перед поездкой в Хонгурей в мультстудии прошёл этакий сценарный брейншторм. На тот момент у нас были только вводные о том, что «хо» – это берёза, а «нгурей» – это место. В результате родился мультфильм о том, что берёза пришла из кировских лесов и поселилась в Хонгурее. Для дальнейшей работы со сценарием, была сделана раскадровка, расписаны планы героев. То есть один ребёнок лепит, например, крупного зайчика, а другой для следующей сцены ушастого поменьше. При этом обоих мультипликаторов садим рядом, чтобы они понимали, что по сути один и тот же персонаж и оба зайца должны получится похожими. Таким образом, дети учатся также работать сообща. В общем, в сёла приезжаем с мастер-классами и готовым планом мелких задач для уже полностью продуманного мультфильма, поэтому дети быстро подключаются. Также мы работали в Оксино и в других населённых пунктах НАО.
Было бы здорово посвятить один день в году ненецкой мультипликации, сделав его праздником на региональном уровне.

Фото: Екатерина Эстер и Сергей Ладыкин
Видео: Мультстудия